Кому на Руси жить хорошо

  Многообразие крестьянских типов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в «Элегии» (1874): «...Народ 135 освобождён, но счастлив ли народ?..» Поэтому в центре произведения находится собирательный образ народа, изображаемый в массовых сценах и индивидуализированных персонажах.

Временнообязанный — крестьянин, освобождённый от крепостной зависимости по реформе 1861 года, но ещё плативший помещику оброк или выполнявший другие повинности за пользование земельным наделом.

С. В. Герасимов.
Ермила Гирин

  Ермила Гирин прославился необычайной справедливостью, лишь однажды за семь лет своей работы бурмистром он воспользовался положением: избавил брата от рекрутчины, отдав в солдаты другого крестьянина. Гирин, конечно, был осуждён «миром», но покаялся и исправил свой проступок. Огромный авторитет Ермилы основан на народном доверии. Ему, отдавая последнее, могут собрать на ярмарке за полчаса тысячу рублей, чтобы Гирин, а не купец Алтынников, купил мельницу. Даже власти признают авторитет Ермилы, обращаясь к нему за помощью в усмирении бунтующих крестьян. Но Гирин, будучи истинным народным заступником, вместо этого произносит «крамольную» речь в поддержку мужиков. Ермила отказался от спокойной жизни в достатке и оказался в остроге. Его история поколебала представления странников о личном счастье.

Литературоведы считают, что прототипом Гирина был управляющий графскими поместьями Орловых А. Д. Потанин. Он вышел из крестьянских низов. Потанин известен бескорыстием по отношению к жителям имений, честностью поведения и справедливостью управления. Поэт вводит в речь персонажа мысли, близкие к фактам из биографии Потанина.

В. А. Серов.
Матрёна Тимофеевна

 Матрёна Тимофеевна Корчагина также прославлена народной молвой. Героиня, в отличие от Ермилы Гирина, сама рассказывает о себе и делает вывод: «Не дело — между бабами // Счастливую искать!» Внешняя красота, сердечность, доброта, сообразительность, слава счастливицы характеризуют Матрёну как личность исключительную, «тип величавой славянки». Жизнь Матрёны, типичная для большинства крестьянок, отразилась в большом количестве фольклорных жанров, использованных ею в рассказе о своей нелёгкой жизни: в плачах, легендах, сказках, пословицах, песнях. Родительская семья этой женщины была хорошей, но, выйдя замуж за печника, Матрёна словно попала в ад, где суеверная свекровь и пьяница-свёкор беспрестанно бранят и унижают её. За Матрёну некому заступиться, кроме деда Савелия, но по его недосмотру погибает первенец Дёмушка. В неурожайный год случилась ещё одна беда: мужа отдали в солдаты. Матрёна просит губернаторшу вернуть семье кормильца — и эта просьба выполняется, за что Матрёну называют счастливицей. Итог её жизни становится обобщением: «Ключи от счастья женского, // От нашей вольной волюшки // Заброшены, потеряны // У Бога самого!»

И. Н. Крамской.
Мужичок с клюкой

  В роли выразителя народного самосознания в поэме выступает также Яким Нагой, обладающий мудростью и опытом земледельца и питерского рабочего-отходника. Он показан через восприятие собирателя фольклора Павлуши Веретенникова: «грудь впалая», «сам на землю-матушку похож», «шея бура», «кирпичное лицо», «рука — кора древесная, а волосы — песок». Портрет крестьянина нарисован красками, заимствованными у земли-матушки, от которой идёт сила невзрачного на вид героя, В. А. Серов. Матрёна Тимофеевна И. Н. Крамской. Мужичок с клюкой живущего в деревне Босово. Яким — грамотный, любознательный человек, он искал справедливость в городе, но пострадал от неправедных судей. Яким имеет своё мнение о народе: «У каждого крестьянина // Душа что туча чёрная — // Гневна, грозна, — и надо бы // Громам греметь оттудова, // Кровавым лить дождям». Яким переживает личную беду, когда во время пожара не спасает накопленные тяжёлым трудом деньги, а срывает со стен лубочные картиночки, за что его считают чудаковатым. Он защитник народных интересов, который считает, что в бедности крестьян виноваты угнетающие мужиков «три дольщика: Бог, царь и господин».

В. А. Серов.
Савелий Корчагин

  Сходные мысли высказывает Савелий Корчагин, похожий во взглядах на Нагого, но и противоположный Якиму во внешности и в характере. Тот тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь, смахивающий на медведя. За убийство управляющего Фогеля дед провёл 20 лет на каторге, ещё 20 — на поселении, но не смирился с положением угнетённого. Для него свобода превыше всего: «Клеймёный, да не раб!..» Народ в рассказе Савелия похож на былинного богатыря Святогора: «Покамест тягу страшную // Поднять-то поднял он, // Да в землю сам ушёл по грудь // С натуги! По лицу его // Не слёзы — кровь течёт». Савелий утратил веру в Божью помощь и в доброго царя и живёт по принципу «Бог высоко, царь далеко».

В. А. Серов.
Гриша Добросклонов

Крестьяне так и не нашли счастливого человека, но в последней части поэмы — «Пир — на весь мир» — появляется образ народного заступника Гриши Добросклонова, который «пел... воплощение счастия народного». Гриша — семинарист, сын дьячка из деревни Большие Вахлаки. Его мать рано умерла, оставив о себе «Соленую» песню, в сознании героя её образ соединён с образом Родины. Гриша собирается в Москву учиться, а пока с братом помогает мужикам, это пропагандист-революционер, возможным прототипом которого был Н. А. Добролюбов.

  Среди литературоведов нет единого мнения о данном герое. Часть исследователей считает образ Гриши Добросклонова недостаточно убедительным, не дающим ответа на вопрос о счастливом человеке. Например, литературовед Н. Н. Скатов утверждал: «Сам по себе образ Гриши не даёт ответа ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понималось, пусть даже борьба за всеобщее счастье) — ещё не разрешение вопроса...»

  Некрасовские народные образы сложны и противоречивы: это и крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, и холопы вроде Ипата, которого помещик «рукою собственной в тележку запрягал», но он остался верен хозяину и после отмены крепостного права. Большую роль в раскрытии народного мышления и образа жизни играют массовые сцены: сельская ярмарка и ночь после неё в первой части, сенокос в «Последыше», поминки по крепям в «Пире».