*Черты импрессионизма в лирике А. А. Фета

  Черты импрессионизма в лирике А. А. Фета. Истоки творчества писателя — в его биографии и личности. А. А. Фет в своём творчестве сосредоточился на прекрасных мгновениях в жизни человека и природы. Его поэзия стала прорывом из мира скорби в мир красоты: «Жизненные тяготы и заставляли... пробивать будничный лёд, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии».

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...» написано в 1850 году. Современники А. А. Фета, в том числе Л. Н. Толстой и М. Е. Салтыков-Щедрин, подвергли произведение критике за «узость мышления» автора.

  Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...» соединяет описание природы и любовных переживаний героев произведения. В нём передана романтическая атмосфера ночной встречи влюблённых людей, переполненных вдохновением и счастьем. Не выделяя деталей внешнего облика, автор описывает красоту и нежность образа героини. Фет пишет штрихами, мазками, которые накладывает на своё лирическое полотно: «Шёпот, робкое дыханье, // Трели соловья, // Серебро и колыханье // Сонного ручья...»

  Стихотворение состоит из трёх строф. Несмотря на небольшой объём, в нём проникновенно и тонко переданы полнота и глубина чувств и переживаний влюбленных на свидании. Каждая из трёх строф стихотворения содержит законченную картину.

  В первой строфе автор пишет о смущении героев, проявляющемся в осторожных действиях, «робких движениях». Вторая строфа посвящена описанию чувств и эмоций влюблённых. Ночное свидание омрачается приближающимся расставанием. Герой замечает «ряд… изменений милого лица» возлюбленной. В третьей строфе наблюдается динамичность в построении цветовой и звуковой картин текста. Насыщенный «пурпур розы», «дымные тучи» подчёркивают переживания героя, которые сопровождаются слезами. Беспокойно мечущиеся в предрассветной тишине тени усиливают ощущение таинственности ночи и предчувствия расставания.

Клод Моне. Впечатление.
 Восход солнца

  Олицетворение «сонный ручей», гипербола «тени без конца», метафора «колыханье ручья», эпитеты «робкое» дыханье, «дымные» тучки, «милое» лицо помогают изобразить живописные картины природы и глубокие переживания героев. Сочетание стихотворного размера с рифмовкой позволяет передать эмоциональное состояние влюблённых. Однородные члены предложений, повторы, восклицание и многоточие в конце стихотворения («И заря — заря!..») создают атмосферу чувственного напряжения.

  Сказывается близость поэта к художникам-импрессионистам (К. Моне, В. Борисов-Мусатов и др.), которые на рубеже веков решали такую же задачу в живописи — пытались передать мгновение, ускользающее состояние природы, человеческой души.

  Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...» вызвало «широкий общественный резонанс». В то время фетовская лирика звучала как вызов обществу своей аполитичностью. А. А. Фет при жизни не был «общественным» поэтом. Ни одно стихотворение в XIX веке не вызвало столько пародий. Одни пародии были направлены против подчёркнуто асоциальной поэзии А. А. Фета, уходящей от жгучих проблем современности, другие — против его поэтического стиля, который многим представлялся бессмысленным набором слов.

  В стихотворении ничто не изображается целиком, ничто не составляет цельного образа. Она, возлюбленная, — это «шёпот, робкое дыханье», милое лицо. Ночь — это «трели соловья», сонный ручей, «тени без конца». Свидание — «и лобзания, и слёзы». Словно ночные зарницы выхватывают из тьмы какие-то смутные детали, слышатся неясные звуки под несмолкаемое соловьиное пение. А. А. Фет использует банальные, потерявшие художественную ценность образы: «трели соловья», «серебро ручья», «ночные тени», «пурпур розы» — даже в XIX веке они воспринимались как речевые штампы.

  Стихи А. А. Фета очень музыкальны: «Что не выскажешь словами — Звуком на душу навей». Для поэта важна музыкально-ритмическая сторона поэзии, которая создаётся при помощи аллитераций («Шёпот, робкое дыханье...»), повторов («Это утро, радость эта…»), особого ритмического рисунка стихов.