§ 20–2. Особенности становления белорусской нации на рубеже ХІХ— ХХ вв.

3. Этническая идентификация населения Беларуси. Феномен «тутэйшасці»

Национальное самосознание, то есть осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, у большей части населения Беларуси длительное время оставалось на низком уровне. После присоединения к Российской империи наряду с этнонимом «белорус», получившим распространение только в XIX в., продолжали существовать местные самоназвания (например, полешуки), а также самоидентификация по конфессиональному признаку (православные — русские, католики — поляки).

Отсутствие возможности самоидентифицироваться по отношению к собственному национальному государству способствовало утверждению в сознании белорусов такого понятия как «малая родина».

Малая родина белоруса — это исконно принадлежащий ему уголок земли, к которому он питал особые чувства и выражал их в своих песнях, преданиях, пословицах. Значимость малой родины предопределила оседлость белорусов, отсутствие стремления покидать родные места. Об этом свидетельствует тот факт, что вплоть до XX в. миграция была редким явлением для представителей белорусского этноса.

Любовь к родной земле дала толчок развитию такой черты национального менталитета белорусов как «тутэйшасць». Истоки феномена «тутэйшасцi» лежат в историческом прошлом белорусского народа и нашей страны. Белорусские земли на протяжении многих веков были ареной столкновения Запада и Востока, православия и католицизма, входили в состав древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. В «битвах» за собственное самоопределение родилась белорусская «тутэйшасць» как универсальная модель самоопределения в постоянно меняющейся политической обстановке. Определение «тутэйшыя» стало самоназванием тех местных жителей, которым удавалось выжить после разрушительных военных кампаний и сохранить свою идентичность. На вопрос о своей национальной принадлежности белорусский крестьянин часто отвечал: «Я — тутэйшы», тем самым отличая себя и от поляков, и от русских. Белорусский крестьянин идентифицировал себя с единственно непоколебимым, исконным — с родной землей. Ответом «я — тутэйшы» белорус снимал все последующие вопросы относительно нации и вероисповедания.

«Тутэйшасць» — это особенная жизненная позиция коренного белоруса, которому постоянно предлагали определиться с верой, национальностью, языком. В ситуации, когда на территории края сосуществовали очень близкие, родственные культуры, «тутэйшасць» была способом защиты самобытности народа и культуры, помогала сохранять свою национальную особенность и самобытность.

«Тутэйшасць» как глубинная связь с местом, как результат осознания своей принадлежности к определенной территории легла в основу национальной идентичности белорусов.