§ 8–1. Решение аграрного вопроса в первой половине XIX в.
4. Реформа государственной деревни. Люстрация государственных имений
Резкое ухудшение положения государственных крестьян в 40-е гг. XІХ в. и невозможность взыскать с них государственные налоги вынудили правительство пойти на принятие мер по выходу из кризиса. Целью частичных реформ в аграрном секторе было снять социальное напряжение в государственной деревне западных губерний, повысить ее доходность. После восстания 1830—1831 гг. правительство начало смотреть на крестьян как на своих возможных союзников и стремилось завоевать симпатии крестьянских масс в противовес шляхетскому демократическому движению. Факты агитации шляхетских революционеров в крестьянской среде встревожили царских чиновников.
В 40—50-е гг. XІХ в. была осуществлена реформа государственной деревни, инициатором которой выступил граф П. Д. Киселев, назначенный в 1836 г. министром государственных имуществ, сторонник ограничения крепостного права. Начало реформе положило «Положение об управлении имуществами в Западных губерниях и Белостокском крае», подписанное в декабре 1839 г. Николаем І. Оно предусматривало проведение «люстраций», то есть подробное описание каждого имения. Для этого создавались люстрационные комитеты из царских чиновников. Они действовали по специальному «Положению о люстрации». Комитеты составляли инвентарные описи с подробным описанием всех государственных поместий и определением повинностей крестьян в зависимости от их хозяйственного положения.
Чтобы ликвидировать острое малоземелье государственных крестьян, «Положение» предусматривало передел их земельных наделов. Средний размер душевого надела должен был состоять из трех десятин пахотной земли и одной десятины сенокоса — четырех десятин на ревизскую (мужскую) душу. Предусматривалось также выделение на каждое крестьянское хозяйство небольших участков леса. Такого надела не хватало для обеспечения прожиточного минимума крестьян, но он был большим, чем дореформенный. Обеспеченность крестьян землей улучшилась. За время люстрации с 1843 по 1854 г. средний душевой земельный надел государственных крестьян белорусских губерний увеличился с 15,3 % по Могилевской губернии до 85 % по Витебской.
Одновременно были пересмотрены повинности крестьян в сторону их уменьшения. Например, с 1843 по 1854 г. оброк казенных крестьян белорусских губерний уменьшился на 48,3 %. Администрации казенных имений было запрещено в дальнейшем увеличивать эти повинности.
Запрещалась сдача государственных земель в аренду частным владельцам. Также ликвидировались фольварки, а вместе с этим отменялась барщина, крестьяне переводились на оброк, что содействовало увеличению их заинтересованности в результатах своей работы. В 1843—1859 гг. значительно увеличились посевы зерновых и картофеля, выросло поголовье скота, уменьшилось количество бедняцких хозяйств. Перевод на оброк содействовал усилению связей крестьянского хозяйства с рынком, развитию домашних и отходных промыслов государственных крестьян.
Кроме этого, в отношении крестьян проводилась политика «опекунства», которая предусматривала открытие в государственной деревне больниц, приходских школ, хлебных магазинов (складов), а также проведение разных агрономических мероприятий, благоустройство крестьянских усадеб, развитие системы страхования и др.
Для контроля за осуществлением реформ во время люстрации и управления государственными имениями после был создан специальный аппарат: палаты государственного имущества в губерниях, казенные округа в уездах, волостные правления и волостные суды в сельской местности. Губернские палаты и казенные округа комплектовались из государственных чиновников, волостные правления и волостные суды, а также сельские старосты и десятники избирались самими крестьянами.
Некоторые изменения произошли и в правовом положении государственных крестьян. За ними признавались права получения наследства, собственности, занятий торговлей и промыслами. Данные крестьянам определенные экономические свободы способствовали увеличению урожайности и государственных доходов. Перевод на оброк способствовал ускорению имущественной дифференциации, освобождал рабочие руки для капиталистического производства, способствовал росту городов, являлся одним из подготовительных мероприятий правительства по решению аграрного вопроса в Российской империи.