*§ 22-1. Наука
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Обществоведение. 10 класс |
Книга: | *§ 22-1. Наука |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Четверг, 26 Декабрь 2024, 19:09 |
Эмпирия и теория. Эмпирия определяется как:
● человеческий опыт;
● восприятие внешнего мира посредством органов чувств;
● наблюдение в естественных условиях, в отличие от эксперимента.
Теория определяется как система научного знания, описывающая и объясняющая совокупность явлений и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому объединяющему началу. Эмпирическое и теоретическое — два основных, связанных между собой вида знания (способа познания), качественно отличающиеся смыслом и формой отображения объективной реальности. Эмпирическое отображает действительность со стороны её внешних связей и отношений. Фиксирует внешние проявления процессов и событий, заключая в себе всё доступное созерцанию (всё, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить). Теоретическое — выходит из эмпирического, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей и закономерностей в движении.
Вячеслав Стёпин. Взаимодействие научной картины мира и опыта
Первой из наук, которая сформировала целостную картину мира, опирающуюся на результаты экспериментальных исследований, была физика. В своих зародышевых формах возникающая физическая картина мира содержала (особенно в предгалилеевский период) множество натурфилософских наслоений. Но даже в этой форме она целенаправляла процесс эмпирического исследования и накопление новых фактов. В качестве характерного примера такого взаимодействия картины мира и опыта в эпоху становления естествознания можно указать на эксперименты В. Гилберта, в которых исследовались особенности электричества и магнетизма…
Полученные из наблюдения факты могут не только видоизменять сложившуюся картину мира, но и привести к противоречиям в ней и потребовать её перестройки. Лишь пройдя длительный этап развития, картина мира очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную картину мира, конструкты которой (в отличие от натурфилософских схем) вводятся по признакам, имеющим опытное обоснование.
В истории науки первой осуществила такую эволюцию физика. В конце XVI — первой половине XVII в. она перестроила натурфилософскую схему мира, господствовавшую в физике Средневековья, и создала научную картину физической реальности — механическую картину мира. В её становлении решающую роль сыграли новые мировоззренческие идеи и новые идеалы познавательной деятельности, сложившиеся в культуре эпохи Возрождения и начала Нового времени. Осмысленные в философии, они предстали в форме принципов, которые обеспечили новое видение накопленных предшествующим познанием и практикой фактов об исследуемых в физике процессах и позволили создать новую систему представлений об этих процессах. Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли принцип материального единства мира, исключающий схоластическое разделение на земной и небесный мир, принцип причинности и закономерности природных процессов, принцип экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием её законов на языке математики. Обеспечив построение механической картины мира, эти принципы превратились в её философское обоснование.
Истина. Философское понятие истины введено древнегреческим философом Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия.
Наиболее распространённой концепцией истины является классическая концепция истины, сформулированная Аристотелем. Она предполагает, что истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus), т. е. адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности.
В научном познании истина одновременно выступает как цель научного познания, а также как самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью.
Правда — понятие, сходное с понятием «истина», но в ряде случаев отличающееся от него и даже противопоставляемое. Правда, в отличие от истины, имеет онтологический характер, т. е. отражает действительность значимым для личности образом, в согласии с нравственными категориями и в такой полноте, которая необходима для подлинного понимания и убеждённости, решимости действовать. Таким образом, если истина соответствует объективной действительности, то правда — духовной.
Принципы науки. В 1940-е гг., стремясь определить своеобразие науки среди других социальных институтов, американский социолог Роберт Мертон сформулировал «научный этос», ставший широко известным. Учёный предложил четыре основных принципа науки — универсализм, общность, бескорыстность и организованный скептицизм. Правила, регулирующие поведение в науке, не имеют статуса юридических законов. Их действенность, по Мертону, связана с ориентацией членов научного сообщества на определённый комплекс ценностей и норм, который характерен для этого социального института. Нормы выражаются в форме позволений, запрещений, предписаний, предпочтений и т. п. Универсализм обусловлен внеличностным характером научного знания. Поскольку утверждения науки относятся к объективно существующим явлениям и взаимосвязям, то они универсальны и в том смысле, что справедливы везде, где имеются аналогичные условия, и в том смысле, что их истинность не зависит от того, кем они высказаны. Надежность нового знания определяется по внеличностным критериям: соответствию наблюдениям и ранее подтверждённым знаниям. Ценность научного вклада не зависит от национальности, классовой принадлежности или личных качеств учёного. Под универсализмом понимается независимость результатов научной деятельности от личностных характеристик учёного, делающего очередной вклад в науку. Универсализм проявляет себя в провозглашении равных прав на занятия наукой и на научную карьеру для людей любой национальности и любого общественного положения.
Общность предписывает учёному незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, т. е. сообщать свои открытия другим учёным тотчас после проверки, свободно и без предпочтений. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат сообществу. Они образуют общее достояние, в котором доля индивидуального «производителя» весьма ограниченна. «Права собственности» в науке фактически не существует. Потребность учёного как-то воспользоваться своей интеллектуальной «собственностью» удовлетворяется только через признание и уважение, которые он получает как автор открытия.
Бескорыстность. Стремление учёных к приоритету создаёт в науке своего рода конкурентные условия. Такая ситуация может толкать на какие-то особые действия, предпринимаемые специально, чтобы затмить соперников. Эти действия способны исказить нормальный ход исследования и, соответственно, его результаты. В качестве «противоядия» указанным побуждениям выдвигается требование бескорыстной деятельности. Эта норма предписывает учёному строить свою деятельность так, как будто, кроме постижения истины, у него нет никаких других интересов. Р. Мертон излагал требование бескорыстности как предостережение от поступков, совершаемых ради достижения более быстрого или более широкого профессионального признания внутри науки.
Организованный скептицизм требует по отношению к любому предмету детального объективного анализа, исключающего возможность некритического приятия. Для науки нет ничего «святого», ограждённого от критического анализа. Поскольку работа каждого учёного-естественника строится на результатах предшествующих исследований, умышленное или неумышленное отступление от истины является преступным по отношению к развитию науки. Отсюда следует, что никакой вклад в знание не может быть допущен без тщательной, всесторонней проверки. Норма скептицизма предписывает учёному подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публичной критикой любой работы, если он обнаружил её ошибочность. Императив организованного скептицизма создаёт атмосферу ответственности, бескорыстия, подкрепляет предписываемую им нормой профессиональную честность учёных.