Печатать эту главуПечатать эту главу

*§ 19-1. РОЛЬ НИОКР В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Генетически модифицированные организмы (ГМО) в сельском хозяйстве. Увеличение численности населения в развивающихся странах и их низкий уровень социально-экономического развития вместе с ростом цен на продовольствие в мире являются причинами продовольственной проблемы и проблемы голода. Для её решения человечество в разные периоды проводило «зелёные революции». В 1960-е гг. благодаря открытиям в области селекции сельскохозяйственных культур, ирригации, широкому применению современной техники, удобрений и пестицидов удалось повысить урожайность зерновых культур и увеличить объёмы сельскохозяйственного производства.

В результате «зелёной революции» многие развивающиеся страны стали удовлетворять свои потребности за счёт собственного производства сельскохозяйственной продукции. Однако решение продовольственной проблемы способами «зелёной революции» обострило экологическую проблему. При этом проблема голода в мире сохраняется. Это послужило предпосылками для второй «зелёной революции», основанной на биотехнологиях и генетической инженерии. Изменение генотипа растения позволяет повысить пищевую ценность его белков и обеспечить устойчивость растения к вредителям и болезням, не применяя сильных ядохимикатов.

Единого законодательства об использовании генно−модифицированной (ГМ) продукции сегодня нет ни в США, ни в Европе. Рынок ГМО в мире пока не сформировался. В одних странах эти продукты запрещены полностью, в других — частично, в-третьих — вообще разрешены.

Площадь посевов ГМ-культур в мире превысила 169 млн га. Общая площадь посевов генно-модифицированных культур в 1,5 раза превышает территорию США. Генно−модифицированные культуры выращивают около 15 млн фермеров в 28 странах мира. В развивающихся странах в настоящее время процесс использования ГМО в сельском хозяйстве идёт гораздо интенсивнее, чем в развитых.

Лидерами в производстве ГМ-культур являются США, Аргентина, Бразилия, Китай и Индия. Большинство стран Европейского союза не принимают использование биогенных технологий в сельском хозяйстве. Только в пяти странах — Испании, Португалии, Чехии, Румынии и Словакии — разрешено их использование.

В мире было выведено около тысячи генно−модифицированных культур, однако из них только 100 разрешены к промышленному производству. Наиболее распространённые культуры, производимые в промышленных масштабах, — это томаты, соя, кукуруза, рис, пшеница, картофель, кабачок. Так, 45 % мирового производства сои, 11 % — кукурузы, 20 % — хлопчатника составляют генетически модифицированные сорта.

Основными потребителями трансгенных сортов являются США, Бразилия, Китай, Индия, Колумбия, Гондурас, страны СНГ.

В мире ТНК. Одной из наиболее известных ТНК, производящих большое количество генетически изменённых растений и ведущих политику по внедрению ГМО в процесс производства продовольствия по всему миру, является американская компания «Монсанто» (Monsanto Company).

Специалисты не просто борются за урожай, но и стремятся увеличить полезные качества продуктов. Например, в одних они искусственным образом повышают дозу витаминов и микроэлементов, в других — питательную ценность, а из третьих пытаются изобрести новые лекарства. Большой интерес вызывает создание трансгенных животных. С помощью этого американские учёные вывели новую породу ГМ-кур, у которых яйца будут содержать в себе вещества, препятствующие развитию раковых клеток в организме.

В мире интересного. Одно из основных опасений специалистов и экологической общественности в связи с использованием ГМО в сельском хозяйстве — это риск разрушения естественных экосистем. В тоже время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала доклад, основной вывод которого можно сформулировать так: употребление генно−модифицированных растений в пищу абсолютно безопасно. Пытаясь защититься от ГМ-культур, многие страны ввели маркировку на продуктах с ГМО. В мире существуют разные подходы к этикетированию продуктов с ГМО. Так, в США, Канаде, Аргентине эта продукция не маркируется, в странах ЕЭС принят 0,9 % порог, в Японии и Австралии — 5 %.