*Лирика А. А. Фета
Черты романтизма в лирике А. А. Фета. Для романтической поэзии характерно разграничение мира идеального и мира реального, что свойственно и лирике А. А. Фета. «Что же такое фетовский мир? Это природа, увиденная вблизи, крупным планом, в подробностях, но в то же время чуть отстранённо, вне практической целесообразности, сквозь призму красоты», — отмечал литературовед и критик И. Н. Сухих.
Романтические представления А. А. Фета имеют философскую основу. Движение смысла в фетовских стихотворениях от изображения внешнего мира к выражению мира внутреннего, к «вчувствованию» в окружающую природу — это ведущий принцип романтической лирики. «Мир Фета — это ночь, благоуханный сад, божественно льющаяся мелодия и переполненное любовью сердце…», — уточнял М. Л. Гаспаров.
А. А. Фет неоднократно декларирует приверженность романтическому двоемирию: «А счастье где? Не здесь, в среде убогой, // А вон оно — как дым. // За ним! за ним! воздушною дорогой — // И в вечность улетим!»
Подобно Тютчеву, Фет нарушает традиционную условность метафорического языка. У поэта «цветы глядят с тоской влюблённой», «звёзды молятся», «грезит пруд» и «дремлет тополь сонный». Всякие преграды между человеком и природой устранены: «За вздохом утренним мороза, // Румянец уст приотворя, // Как странно улыбнулась роза // В день быстролётный сентября!»
У Фета «воздух, свет и думы заодно»: его поэтическое чувство проникает за грани конечных вещей и явлений в запредельную тайну мироздания. Он ощущает дыхание Творца, Душу мира, объединяющую в целостный организм предметы и явления.